Святые отцы о молитве на чётках


Святые отцы о молитве на чётках

Согласно церковному преданию,Святой Антоний повязывал узлы на верёвку по числу произнесённых им молитв, но Дьявол развязывал узлы раз за разом, сбивая святого с ритма молитвы. Тогда Антоний помолился о том, чтобы ему указали способ прекратить это, и явился ангел, и показал Святому Антонию способ, которым верёвка семь раз перевязывалась крест-накрест. На следующий день, когда Антоний во время молитвы начал завязывать узлы тем способом, что показал ему ангел, когда Дьявол попытался развязать их, то не смог, так как знак креста не позволял ему сделать это. Именно поэтому в восточном христианстве по сей день используется именно вервица.

“Молитва с призыванием Имени, с одной стороны, крайне проста и доступна каждому
христианину, с другой – вводит в таинственные глубины созерцания.
Тот, кто намерен читать ее каждый день и подолгу, а тем более – сочетать ее
с дыханием или иным телесным ритмом, непременно должен найти опытного духовного
наставника, старца, хотя сделать это в наши дни очень нелегко.
Те же, у кого личной связи со старцем нет, могут без опаски, не вовлекая
телесных ритмов, начинать с малого: десяти-пятнадцати минут непрерывной молитвы.

Ни учиться Иисусовой молитве, ни готовиться к ней заранее не нужно.
Совет начинающему: просто начни.
“Не сделав первого шага – не пойдешь, и не нырнув в воду – не поплывешь.
То же и с призыванием имени.
Начни с любовью и благоговением, будь настойчив.
Думай не о том, что призываешь имя, а только о том, что предстоишь пред Иисусом.
Произноси имя неспешно, тихо и спокойно”.

Выучить слова молитвы не составит труда.
Чаще всего ее произносят так: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”.
Но единообразия здесь нет: иногда “помилуй мя” заменяют на “помилуй нас” или
сокращают молитву до: “Господи, Иисусе Христе, помилуй мя”
или даже до “Господи, Иисусе”; наконец – крайне редко – до “Иисусе”.
Некоторые, напротив, прибавляют “мя грешнаго”, усиливая покаянный аспект молитвы.
Или, памятуя об исповедании апостола Петра по дороге в Кесарию Филиппову,
произносят “…Сыне Бога Живаго…”.
Иногда в Иисусову молитву вставляют обращение к Божией Матери или святым.
Но Имя “Иисус”, составляющее суть молитвы, присутствует в ней всегда.
Мы можем пробовать разное сочетание слов и подбирать то из них, которое
нам больше подходит. Однажды выбранную формулу со временем можно менять,
но только – не слишком часто.
“Как растения не укореняются, если часто их пересаживать, так и молитвенные
движения в сердце, при частой перемене слов молитвенных”,- предостерегает
св. Григорий Синаит.

Для молитвы “по правилу”, как и для “свободной”, нет строгих правил.
Положение тела не имеет особого значения.
В православной традиции молитву чаще всего читают сидя, но можно и стоя,
и преклонив колени, а если одолевают немощи или утомление, то и – лежа.
И, как правило, в темноте или с закрытыми глазами, а не перед иконой,
освещаемой лампадой или свечой.
Старец Силуан Афонский (1866-1938), когда молился, прятал в шкаф часы,
чтобы не отвлекало тиканье, и надвигал на глаза и уши толстую шерстяную
монашескую шапку.

Темнота однако действует усыпляюще!
Если на молитве клонит в сон, нужно встать с колен или сиденья,
осенить себя крестным знамением после прошения и поклониться, касаясь пола
правой рукой.
Можно сделать и земной поклон – преклонив колени и коснувшись лбом пола.
Сиденье для молитвы не должно быть расслабляющим, а тем более – пышным, хорошо,
если оно без ручек.
В православных монастырях обычно используют низкую скамейку без спинки.
Можно молиться и стоя и воздев руки.

Иисусову молитву часто читают, перебирая чётки, обычно с сотней узелков.
Делают это не столько для того, чтобы считать, сколько для того, чтобы
сосредоточиться и удержать ритм.
Из опыта хорошо известно, что если руки заняты, легче успокоить тело
и сконцентрироваться на молитве.
Увлечение же количественными оценками – по чёткам или как-то еще – отнюдь
не поощряется.
В “Откровенных рассказах странника” старец строго наказывал, сколько раз
в день нужно повторять Иисусову молитву: сперва 3 тысячи, потом – 6 тысяч
и наконец – 12 тысяч, не больше и не меньше.
Это – совершенно необычное внимание к количеству.
Видимо, дело здесь не просто в числе, а во внутреннем расположении странника:
старец хотел испытать его послушание и посмотреть, готов ли тот без колебаний
исполнить все, что он ему наказывает.
Нам же больше годится совет епископа Феофана: “Вы говорите, что иногда забываете
счет молитв по чёткам. Беда невелика.
Когда есть припадания к Господу, яко присущему, со страхом и упованием,
это лучше всякого выполнения числа молитв”.

Призывая имя, не нужно намеренно воображать Спасителя.
Иисусову молитву обычно читают не глядя на иконы, а в темноте или с закрытыми
глазами.
“Память о добрых и худых вещах обыкновенно печатлеет в уме образы их и вводит
его в мечтание, – пишет св. Григорий Синаит.
– Тогда испытывающий сие бывает уже мечтателем (phantasies), а не безмолвником
(hesychastes)”.
“А чтобы при делании умной молитвы не впасть в прелесть, – пишет преподобный
Нил Сорский († 1508), – не допускай в себе никаких представлений, никаких образов
и видений”.
“В действии Иисусовой молитвы не должно быть никакого образа, посредствующего
между умом и Господом, – пишет епископ Феофан.
– Существо умной молитвы – в хождении пред Богом; а хождение пред Богом есть
не отходящее от сознания убеждение, что Бог как везде есть, так и в вас есть,
и видит все, даже внутреннее, видит даже более, чем мы сами.
Это сознание ока Божия, смотрящего внутрь вас, тоже не должно иметь образа,
а все должно состоять в одном простом убеждении или чувстве”.
Только так призывая имя, – не представляя Спасителя, а просто ощущая
Его присутствие, -: мы испытаем всю силу Иисусовой молитвы, которая собирает
воедино и дарует целостность” [Епископ Диоклийский Калист (Уэр). Сила Имени. “ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ”, № 1 (8), 1999.].

“Иисусова молитва удивительно гибка.

Это молитва для начинающих, но она же ведет и к глубочайшим тайнам созерцательной
жизни.
Она может практиковаться любым человеком в любое время: когда он стоит в очереди,
прогуливается, едет на автобусе или поезде, работает, во время бессонницы
или в минуты сильного беспокойства, когда невозможно сосредоточиться на других
видах молитвы.
Однако, разумеется, одно дело – когда любой христианин произносит
Иисусову молитву таким вот образом в какие-то особые моменты,
и другое дело – произносить ее более или менее постоянно, применяя связанные
с нею физические упражнения.
Православные духовные авторы настаивают на том, что практикующие
Иисусову молитву систематически должны при возможности отдаться под водительство
опытного наставника и ничего не предпринимать по собственной инициативе.

Для некоторых наступает время, когда Иисусова молитва “входит в сердце”,
так что произносится уже не в результате сознательного усилия, а сама собой.
Она продолжается даже тогда, когда человек гуляет или пишет, присутствует
в его снах и пробуждает его утром.

Православные верят, что сила Божья присутствует в имени Иисуса,
так что призывание имени Божьего действует как эффективный знак божественного
действия, наделенного сакраментальной благодатью.
“Молитва проникает внутреннее существо человека, который в изумлении видит
себя в Божественном свете… Свет имени Иисусова, через сердце, озаряет
и всю вселенную”.
Как для тех, кто читает Иисусову молитву постоянно, так и для тех, кто прибегает
к ней лишь изредка, она является источником дерзновения и радости.
Процитируем Странника (“Откровенные рассказы странника своему духовному отцу”):

“Вот теперь так и хожу да беспрестанно творю Иисусову молитву, которая мне
драгоценнее и слаще всего на свете.
Иду иногда верст по семидесяти и более в день и не чувствую, что иду;
а чувствую только, что творю молитву.
Когда сильный холод прохватит меня, я начну напряженнее говорить молитву
и скоро весь согреюсь. Если голод меня начнет одолевать, я стану чаще призывать
имя Иисуса Христа и забуду, что хотелось есть.
Когда сделаюсь болен, начнется ломота в спине и ногах, стану внимать молитве
и боли не слышу.
Кто когда оскорбит меня, я только вспомню, как насладительна Иисусова молитва;
тут же оскорбление и сердитость пройдет, и все забуду…
Слава Богу! теперь ясно понимаю, что значит изречение, слышанное мною
в Апостоле: “Непрестанно молитесь” (1 Фес. 5, 17)” [Епископ Дноклийский Каллист (Уэр). Внутреннее Царство. Киев, 2003.].

Падзяліцца
24 Красавіка 2012 | Раздзел: Духоўнасць

Апытанне

Чым бы Вам больш хацелась займацца як валанцёру?

Убачыць вынікі

Loading ... Loading ...